Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Пушинка» п. Армань на 2015-2020 г.
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
дошкольного образования Муниципального казённого дошкольного образовательного
учреждения "Детский сад "Пушинка" п.Армань" (далее
Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
образованию в области подготовки педагогических кадров (протокол от 02 декабря
Разработка Программы осуществлена в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:
Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
Национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А.
Медведевым 04.02.2010 г.);
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.10.2013 г. № 1155);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Профессиональным стандартом
педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном
общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н);
Приказом Министерства
образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
(зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
Программа
является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об
образовании в Российской Федерации» определяет
объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования)
и организацию образовательной деятельности в МКДОУ и обеспечивает построение
целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее
развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Программа служит механизмом
реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации
совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и
взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной,
способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции
образовательной деятельности дошкольника.
Программа сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста,
обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников МКДОУ с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа направлена на:
ü
создание условий развития детей, открывающих
возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
ü
создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим
направлениям развития и образования детей:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Программа является внутренним стандартом для всех
участников образовательного процесса:
¨
Определяет приоритеты в содержании образования и
способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов МКДОУ.
¨
Способствует адекватности интегративного подхода в
содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в
разных видах и формах детской деятельности.
¨
Способствует накоплению спонтанного опыта детей в
организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и
мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном
обучении.
¨
Обеспечивает
реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МКДОУ,
право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых
услуг.
Содержание Программы в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела –
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее
цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел
Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Программа определяет примерное содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры);
– коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
– познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними);
– восприятие художественной литературы и
фольклора;
– самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице);
– конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
– изобразительная (рисование, лепка,
аппликация);
– музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах);
– двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Содержательный
раздел
Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Организационный
раздел
Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности,
необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения
в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной
деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых,
материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки
детской инициативы,
– особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и
формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа
также содержит описание системы развивающего оценивания достижения целей в
форме педагогической и психологической диагностики индивидуального развития детей, а также
качества реализации Программы. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на
оценивание созданных в МКДОУ условий внутри
образовательного процесса.
Программа
определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений (в тексте
обозначена значком ***)
для детей от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем
части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет
не более 40% от ее общего объема.
Программа реализуется в течение
всего времени пребывания детей в МКДОУ.
Программа
может корректироваться в связи с изменениями:
·
нормативно-правовой
базы МКДОУ,
·
образовательного
запроса родителей,
·
видовой
структуры групп.