ТРЕНИНГИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА НА ДОРОГЕ

01.05.2020

Кто-то сказал, что улица – это просто. Соблюдай, дескать, простейшие правила и – безопасность  в кармане… Увы, нет! Улица – сложна, и, прежде всего сложна в наблюдении. У нас, у взрослых, намного больше жизненного опыта. И на наши плечи ложится непростая задача – предвидеть возможные аварийные ситуации, и подсказать, как избежать их нашим детям. Но давайте начнем с себя: всегда ли водитель снижает скорость при движении мимо детского учреждения, остановки общественного транспорта; всегда ли взрослый пешеход переходит проезжую часть в установленном месте, полностью убедившись в безопасности перехода?  

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» — отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.

      Для грамотного обучения детей ПДД необходимо учитывать психофизиологические особенности детского организма и психологии. Для развития отдельных составляющих применяются всевозможные тренинги, которые развивают внимание, наблюдательность, способность переключаться с менее опасного объекта на более опасный.

           В ПДД указано, что осуществлять переход через проезжую часть необходимо только убедившись в полной безопасности его совершения, т.е. будучи уверенным, что вы успеете перейти дорогу перед приближающимся автомобилем. Как определить расстояние до него «на глаз»? взрослому человеку это не всегда удается, не говоря уже о детях. Необходимо развивать глазомер.

РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА  (    задача данного тренинга – как можно точнее определить расстояние до объекта, который  удален от нас не более чем на 100 м – для детей это звучит так: до следующего столба, магазина,  стоящего прохожего моих шагов будет 15, и ребенок двигается до намеченного объекта умеренным темпом, обычным шагом. В результате такого упражнения ребенок научится определять расстояние до неподвижного объекта)

В реальной жизни , на проезжей части все находится в движении. Т.о. нам необходимо научить детей определять скорость автомобиля, хотя в понятиях «быстро», «медленно». Для этого существует тренинг:

УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ (задача данного тренинга – определить, как можно точнее  через сколько секунд намеченный движущийся автомобиль проедет мимо нас. Для ребенка это звучит так: мы стоим на тротуаре, и выбираем взглядом автомобиль, двигающийся по дороге, и определяем, что данный объект проедет мимо нас через 16 секунд, отсчитывает секунды / в данном случае, если автомобиль проехал позже намеченного нами времени, например, за 20 секунд, то это безопаснее, т.к. в запасе еще 4 сек. Вообще, переход через проезжую часть считается безопасным, если после того, как ты перешел дорогу, прошло 4 с, и только после этого проехал автомобиль) затем задание можно усложнить, и одновременно определять скорость автомобилей , которые двигаются во встречном направлении. Следующий этап : в различное время суток, при различном освещении, в разных метеоусловиях. Для показательного эксперимента ( см. искажение скорости движения и восприятия) определять скорость автомобилей разных цветов( светлых и темных) и размеров ( крупные и мелкие)

Заметить приближающуюся машину порой бывает далеко не просто. Правда, почти 2/3 несчастных случаев с детьми-пешеходами связаны с «закрытым обзором» : стоящие или движущиеся машины, кусты, деревья, торговые палатки или что-то другое. Дети не могут заранее заметить опасность, не умеют предвидеть возможность появления скрытой угрозы.

МЕТОД подглядывания… ( автомобили двигаются с боковым интервалом около 30 см, шаг ребенка составляет примерно это же расстояние, т.е. если ребенок не видит опасный объект и шагает на дорогу – 90% вероятности попасть под колеса машины. Расстояние от макушки человека до носа примерно 15 см. Мы рекомендуем, прежде чем шагать на проезжую часть в толпе пешеходов, из-за ТС, которое пропускает вас на переходном переходе и т.д. просто немного выглянуть из-за объекта, для детей – как в игре в прятки . Если опасность есть, то мы ее обнаружим, и при этом не пострадаемХочу такой сайт

А если обзор не закрыт, не ограничен ? Что мешает детям во время заметить опасность в этом случае ? Прежде всего, бытовой навык, привычка «неответственного наблюдения». Дети привыкли начинать движение, не оглядевшись специально, не выделяя фазу «предварительного внимательного наблюдения». Стоял – и вдруг побежал, отпрыгнул в сторону, двинулся наискосок! Реакция у ребенка, по сравнению с взрослыми, более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

 НА ОБОЧИНЕ – счет 1,2,3,4,5. ( подошел к краю проезжей части, и для того , чтобы сконцентрировать внимание, собраться с мыслями , сосредоточиться на переход дороги, ребенку необходимо порядка 5 с, сосчитаем до 5, оценим ситуацию и в путь)

Дети растут и развиваются. Многие физиологические процессы в организме не завершены. Недоразвитие глазных мышц —причина того, что поле зрения у детей на 15-20% уже, чему взрослых (они не видят боковым зрением, видят только то, что расположено прямо перед глазами. Еще больше угол «сужается», если ребенок устремлен в объекту своего внимания. Понаблюдайте за детьми во время школьной перемены. Ведь никто из них не хочет целенаправленно набежать на идущего учителя или директора. Но такие столкновения не редкость. А все потому, что ребенок просто не замечает взрослого человека, так как его интересует в данный момент другие объекты.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА БОКОВОГО ЗРЕНИЯ ( вытянуть обе руки прямо перед собой, кисть зажата в кулак, большой палец «смотрит» вверх. Зафиксировали взгляд перед собой, не меняя положения взгляда, разводим руки в стороны, и останавливаемся в крайней точке положении, когда боковым зрением мы еще видим большие пальцы. Угол между руками и будет углом нашего бокового зрения. У кого-то он развернутый, у кого-то острый. У некоторых он может быть на равнозначным по отношении тела, т.е. правый размах руки отличается от левого. Чем меньше угол бокового зрения, тем больше внимания в эту сторону)

Вывод из вышеизложенного один – необходимо учить детей  тщательно, непрерывно наблюдать. Наблюдайте на глазах ребенка за транспортным потоком на проезжей части выразительно, демонстративно. Ничего не учит лучше наглядного примера. Привлекайте детей к участию в наблюдении. Каждый день!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.05.2020

Дата обновления: 19.05.2020

Дата публикации: 01.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».